Уфимский автодорожный тоннель

Материал из Stalkers Encyclopedia Xenobiologica
Перейти к: навигация, поиск
Когда-нибудь тут помчатся стремительные автомобили. Ну, или не помчатся.

Автодорожный тоннель – широко известный уфимский долгострой, уже без малого девятнадцать лет находящийся в состоянии вялотекущего дорабатывания напильником. По совместительству – один из самых красивых и узнаваемых уфимских подземных объектов.

Немного истории

Первые планы постройки четырехполосного автодорожного тоннеля датируются концом 1980-х годов. В конце февраля 1992 года постановлением Совета министров Республики Башкортостан было принято решение о строительстве тоннеля, соединявшего автотрассы М5 и М7. В том же году начались проходка с двух площадок и работы на портале. Местные жители при этом считали, что работы ведутся над "тем самым" легендарным уфимским метро, потому стройплощадки иначе как "метростроем" почти не называли.

Прошли три опорные штольни – Северную, Среднюю, Южную и подходняк Западный от тридцатиметрового вентиляционного ствола, а также успели построить первые полсотни метров почти готового тоннеля – на самом портале. Суммарная длина выработок – около трех километров, длина самого тоннеля в итоге должна была достигать 1249 метров – два готовых основных тоннеля, Северный и Южный.

Предполагалось и далее раскрывать опорные штольни и возводить стены тоннеля, но гремучая смесь – девяностые годы и сложная геологическая обстановка (при разработке калотты штольни Северной начал рушиться забой во время возведения набрызгбетонной крепи) поставили жирный крест на этих планах. Несмотря на то, что строительство тоннеля было поручено СМУ-680, - проходческому отряду из Межгорья, - ситуацию это не спасло: в 2003 году начались попытки укрепления слабых грунтов, но уже где-то к 2005 году работы окончательно заглохли.

Впоследствии городской администрацией неоднократно поднимался классический вопрос - "Что делать?", а в прессе муссировались жуткие слухи о том, что пол-Уфы может уйти под землю из-за "постройки автодорожного тоннеля, совмещенного с первой станцией метро". Между тем, подсчеты показывали, что завершить строительство таки дешевле, нежели законсервировать его и забыть о тоннеле как о страшном сне. Стройка впала в безвременный анабиоз, за исключением промежутка между 2007 и 2008 годами, когда была сбита опорная штольня Средняя, и невнятного оживления в конце 2010-х - начале 2011-х годов.

На сегодняшний день закончить работы над основным тоннелем Северным собираются к 2015 году - в ФГУП-30 полны оптимизма, как никогда. Впрочем, время покажет.


Если встретите в автодоре этих существ - не пугайтесь

Люди и встречи

Широкой общественности автодорожный стал известен летом 2006 года, после совместной вылазки в тоннель уфимских и московских диггеров и последовавшего атчота, вскоре, правда, удаленного автором с Кавеса. После этого объект неоднократно посещался самарцами, москвичами, питерцами, екатеринбуржцами и прочими представителями разумной подземной живности.

Почти повсеместно горящая "рабочка", неебовые размеры штолен, обилие техники и необычная форма тоннелей создавали благоприятнейшие условия для самых разнообразных форм фотодрочерства.

Несмотря на то, что объект был довольно широко известен уже к 2007 году, трафик на него был относительно невелик в силу немногочисленности уфимских диггеров, а также того факта, что редкий кавес доползет до Предуралья. Поэтому мОнтеры, населяющие объект, являлись адептами редкой на сегодняшний день конфессии пофигизма. Однако, это не мешало им изредка закрывать самые очевидные и наиболее часто используемые пути проникновения в тоннель.

Встречи с мОнтерами, как правило, проходили довольно безобидно для обеих сторон, при условии адекватного отношения к объекту и персоналу со стороны диггеров. Хотя в 2008 году и проскакивали слухи, что каких-то неизвестных подземщиков опиздюлили и сдали ментам, документально таких случаев зафиксировано не было.

Дозорный проеб

В 2010 году уфимские игруны попытались провести игру на территории автодора, но организаторы дружно спалились перед охраной, с адским грохотом выламывая дверь в эстакаду копра на участке номер семь, в результате чего тесно пообщались с ЧОПами, а позже и с администрацией. Вопрос был урегулирован мирно, а «дозорщики» попробовали пробить разрешение на проведение игры-экскурсии, но в итоге эпично обломались, и больше в тоннель соваться не пробовали.

Достопримечательности

Спонсор подземной проходки на данном участке - крупнейший оператор сотовой связи

Тоннель имени МТС

Опорная штольня Средняя ближе к руддвору и ее забой. Характерная «яйцевидная» форма, центральная крепь и приличная протяженность делают ее одной из излюбленных целей фотодрочеров и праздношатающихся диггеров. В 2007 году в забое Средней уфимские диггеры умудрились отметить Новый Год, а в 2011-м - и день Святого Патрика, при этом не встретившись с аборигенами и не оставив следов пребывания. Помимо этого, до 2011 года дальняя часть выработки не освещалась и использовалась для местного развлечения - "погружения в темноту". Из-за характерных перепадов высот за спиной оставалась ярко освещенная часть штольни, а человек, идущий по выработке, выключал фонарь и постепенно спускался в совершенно непроглядную темноту. По мере прохождения к забою создавалось доставляющее впечатление того, что чернильная темнота "поднимается" вокруг идущего, пока полностью не скрывает все в округе. Предположительно весной 2011 года забой Средней начали освещать на постоянной основе, и "погружение" окончательно осталось в прошлом.

Техногенный паук терпеливо ждет свою добычу

Техника

Помимо ГПКС, стоит упомянуть передвижную опалубку в припортальной части – чудовищных размеров механического «паука», занимающего все пространство готовой части тоннеля.

Путешествие вывески

Отдельной достопримечательностью можно назвать вывеску с обозначением сроков строительства. Сначала она гордо висела над порталами тоннеля, выходящими к проспекту Салавата Юлаева. Ближе к 2005 году, когда поняли, что сроки все-таки просираются, ее перевесили на копер. И когда, наконец, были просраны все возможные сроки, а с ними и большая часть полимеров, табличка была стыдливо убрана внутрь копра, где и радовала глаз нечастых посетителей. Между тем, на ней неоднократно поправлялась дата сдачи первой очереди строительства. С 1992-го по 2007-й там значился 2006 год, в 2009-м – 2011-й, на текущий момент – вероятно, 2015-й. Любим, ждем.

Иллюстрации

Ссылки