Проходческий щит — различия между версиями

Материал из Stalkers Encyclopedia Xenobiologica
Перейти к: навигация, поиск
(Заграничный щит)
(Ссылки)
 
(не показаны 44 промежуточных версий 2 участников)
Строка 2: Строка 2:
  
 
= История щитов =  
 
= История щитов =  
 
 
[[Image:Brunel.jpg|left|thumb|200px|Примерно так выглядел щит Брунеля]]
 
[[Image:Brunel.jpg|left|thumb|200px|Примерно так выглядел щит Брунеля]]
 
+
Первый проходческий щит придумал английский инженер Марк Исамбард Брунель в начале XIX века, взяв за основу принцип морского червя-древоточца. В 1814 году Брунель предложил русскому императору Александру I построить при помощи свежепридуманного дивайса тоннель под Невой, но отсталый тиран предпочел банальный мост. Марк Исамбард расстроился, но не сильно: в 1818 году он запатентовал свой щит, а в 1825началось строительство тоннеля под Темзой. С тех пор Великобритания заслуженно считается пионером щитовой проходки. Более того, сам щитовой метод в специальной литературе получил название [[Методы подземной проходки для чайников#Лондонский метод|"лондонский"]].
[[Image:Shield soviet.jpg|right|thumb|200px|Советская копия английского щита.]]
+
[[Image:Shield soviet.jpg|right|thumb|200px|Советская копия английского щита на Театральной площади в Москве]]
 
+
Первый проходческий щит придумал английский инженер Марк Исамбард Брунель в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к нему с просьбой спроектировать мост над Невой в Санкт-Петербурге. В 1818 году щит Брунеля был запатентован, а в 1825 году с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой. С тех пор Великобритания заслуженно считается пионером щитовой проходки. Более того, сам щитовой метод в специальной литературе получил название "лондонский".
+
 
+
 
В Советском союзе щит был впервые построен в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. Несмотря на то, что советские пропагандисты преподносили этот факт как победу социалистической индустрии, на самом деле советский щит был копией английского щита фирмы [http://en.wikipedia.org/wiki/Markham_%26_Co. "Маркхэм и Ко"], который был ранее куплен за валюту и уже работал на том же участке.
 
В Советском союзе щит был впервые построен в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. Несмотря на то, что советские пропагандисты преподносили этот факт как победу социалистической индустрии, на самом деле советский щит был копией английского щита фирмы [http://en.wikipedia.org/wiki/Markham_%26_Co. "Маркхэм и Ко"], который был ранее куплен за валюту и уже работал на том же участке.
 +
 +
Что любопытно - английский щит прибыл на стройплощадку в разобранном, разумеется, виде, но без чертежей и документов. Поскольку вероятность того, что их проебали англичане, является абсурдной, современные ксенобиологи считают, что с чертежей в это самое время снимали копии пытливые советские инженеры. В результате собирать английский щит пришлось комсомольцам-ударникам при помощи кувалд, народной смекалки, такой-то матери и иностранного консультанта. Советский щит вступил в строй буквально в считанные месяцы - совершенно очевидно, что создать "с нуля" устройство такой сложности, не имея в этой области ни малейшего опыта, невозможно физически - даже если товарищ Каганович очень попросит.
  
 
= Устройство щитов =  
 
= Устройство щитов =  
  
Классический проходческий щит состоит из рабочего органа (это то, чем копают), трубы (чтобы сверху песок и земля не сыпались) и домкратов, которыми щит отталкивается от построенного тоннеля.
+
Классический проходческий щит состоит из рабочего органа (это то, чем копают), трубы (чтобы сверху песок и земля не сыпались), эректора (это то, чем укладывают блоки, а не то, что вы подумали) и домкратов, которыми щит отталкивается от построенного тоннеля.
  
 
= Классификация щитов =  
 
= Классификация щитов =  
Строка 19: Строка 17:
 
С точки зрения любителей полазить под землей, щиты делятся на четыре категории:  
 
С точки зрения любителей полазить под землей, щиты делятся на четыре категории:  
  
===Ржавая труба с домкратами===
 
 
[[Image:Zaboy.jpg|right|thumb|200px|Ржавая труба с домкратами, некогда гнившая на пути из Строгино в Митино]]
 
[[Image:Zaboy.jpg|right|thumb|200px|Ржавая труба с домкратами, некогда гнившая на пути из Строгино в Митино]]
 +
 +
===Ржавая труба с домкратами===
 +
 
Старый советский щит серии Щ или ЩН. В качестве рабочего органа используются рабочие с отбойными молотками и лопатами. Особой ценности для эксплуатирующей организации не представляет, поэтому, как только кончаются деньги на строительство, бросается, как есть.  
 
Старый советский щит серии Щ или ЩН. В качестве рабочего органа используются рабочие с отбойными молотками и лопатами. Особой ценности для эксплуатирующей организации не представляет, поэтому, как только кончаются деньги на строительство, бросается, как есть.  
  
Строка 26: Строка 26:
  
 
[[метрофанат|Метровентиляторы]] и другие интересующиеся товарищи с нетерпением ждали, когда же наконец из загашников появится тот самый щит 1934-го года, но тут наступил кризис и бабло иссякло.
 
[[метрофанат|Метровентиляторы]] и другие интересующиеся товарищи с нетерпением ждали, когда же наконец из загашников появится тот самый щит 1934-го года, но тут наступил кризис и бабло иссякло.
 +
[[Image:Shield kt.jpg|left|thumb|200px|Популярным щитом КТ-1-5,6 в нашей стране построили хер его знает сколько километров тоннелей]]
  
===Продвинутый советский щит===  
+
===Продвинутый советский щит===
Обычно серия КТ, производства Ясиноватского завода (Украина). Одно время (в 70-е годы) считались лучшими щитами в мире, но за прошедшие годы скатились в сраное говно. Так, последний, купленный московским метростроем КТ (с компьютерным управлением и другими прибамбасами), прошел порядка 100 метров перегона Улица Академика Янгеля - Анино и сдох совсем. Метрострой оказался перед выбором - копать демонтажную камеру, вытаскивать щит и сдавать по гарантии или делать что-то еще. Сделали что-то еще: выломали из щита все компьютерное управление, рабочий орган, поставили перед ним рабочих с лопатами и отбойными молотками. Вобщем, получилась ржавая труба с домкратами. Некоторое количество таких щитов тоже гниет под просторами, несколько штук используется.
+
 
 +
Обычно серия КТ, производства Ясиноватского завода (Украина). Одно время (в 70-е годы) считались лучшими щитами в мире, но за прошедшие годы скатились в сраное говно. Так, последний, купленный московским метростроем КТ (с компьютерным управлением и другими прибамбасами), прошел порядка 100 метров перегона "Улица Академика Янгеля" - "Анино" и сдох совсем. Метрострой оказался перед выбором - копать демонтажную камеру, вытаскивать щит и сдавать по гарантии или делать что-то еще. Сделали что-то еще: выломали из щита все компьютерное управление, рабочий орган, поставили перед ним рабочих с лопатами и отбойными молотками. Вобщем, получилась ржавая труба с домкратами. Некоторое количество таких щитов тоже гниет под просторами, несколько штук используется.
  
===Российский щит===
 
 
[[Файл:Topaz1.jpg|200px|thumb|right|Российский щит Топаз-М. Компьютерное управление, лазерный теодолит, роторный рабочий орган, все дела.]]
 
[[Файл:Topaz1.jpg|200px|thumb|right|Российский щит Топаз-М. Компьютерное управление, лазерный теодолит, роторный рабочий орган, все дела.]]
  
Собранный на коленке девайс, обычно используемый при проходке коллекторов. Выпущен, чаще всего, той же организацией, которая его использует. Надо отметить, что существуют довольно продвинутые, даже по сравнению с западными, модели. Однако, российские производители по неизвестным причинам являются фанатами прессобетонной обделки тоннелей. После эпического фэйла, случившегося с такой отделкой в нижегородском метрополитене, ее применение в метростроении запретили.
+
===Российский щит===
  
Кроме того, сколько нибудь серийное производство щитов в России отсутствует и все известные модели являются штучными изделиями, собранными десятком Левшей и Кулибиных.  
+
Собранный на коленке девайс, обычно используемый при проходке коллекторов. Выпущен, чаще всего, той же организацией, которая его использует. Надо отметить, что существуют довольно продвинутые, даже по сравнению с западными, модели. Однако, российские производители по неизвестным причинам являются фанатами [[методы подземной проходки для чайников#Лондонский метод|прессобетонной]] обделки тоннелей. После эпического фэйла, случившегося с такой отделкой в нижегородском метрополитене, ее применение в метростроении запретили.  
  
Поэтому, в природе российские щиты встречаются крайне редко
+
Кроме того, сколько-нибудь серийное производство щитов в России отсутствует и все известные модели являются штучными изделиями, собранными десятком Левшей и Кулибиных. Поэтому в природе российские щиты встречаются крайне редко.
  
 
===Заграничный щит===  
 
===Заграничный щит===  
Строка 49: Строка 50:
 
Впрочем, один из навороченных заграничных щитов - Lovat "Полина" на строительстве станции "Борисово" Люблинской линии Московского метрополитена - торчал под землёй без движения чуть более чем два года, практически без охраны. То, что он сохранился, можно объяснить только предельно малой распространённостью диггерства в те далёкие, но прекрасные годы.
 
Впрочем, один из навороченных заграничных щитов - Lovat "Полина" на строительстве станции "Борисово" Люблинской линии Московского метрополитена - торчал под землёй без движения чуть более чем два года, практически без охраны. То, что он сохранился, можно объяснить только предельно малой распространённостью диггерства в те далёкие, но прекрасные годы.
  
В начале 2004 года владелец Полины - компания Протонтоннельстрой сообразила, что в Казани, где в те времена олимпийскими темпами строили метро, есть столь необходимое им бабло. Не согласовав это ни с московской Дирекцией Строящегося Метрополитена, ни вообще с кем бы то ни было, Протонтоннельстрой отгородил площадку во дворе жилого дома на ул. Борисовские пруды, вырыл на ней шахту, извлек через нее щит и отправил в Казань.  
+
В начале 2004 года владелец "Полины" - компания "Протонтоннельстрой" - сообразила, что в Казани, где в те времена олимпийскими темпами строили метро, есть столь необходимое им бабло. Не согласовав это ни с московской Дирекцией строящегося метрополитена, ни вообще с кем бы то ни было, "Протонтоннельстрой" отгородил площадку во дворе жилого дома на ул. Борисовские пруды, вырыл на ней шахту, извлек через нее щит и отправил в Казань.  
  
 
Наивные [[метрофанат|метровентиляторы]] восторженно написали о прибытии щита на своих [[метрофорум|метрофорумах]]. Оттуда информация перетекла на многочисленные сайты, посвященные строительству казанского метро. Тут Протонтоннельстрой спохватился: сотрудники службы безопасности оного стали писать и звонить владельцам сайтов, предлагать встретиться, требовать убрать информацию и фотографии, угрожать, предлагать деньги. В итоге они ничего не добились, но вся эта история доставила участникам массу лулзов.
 
Наивные [[метрофанат|метровентиляторы]] восторженно написали о прибытии щита на своих [[метрофорум|метрофорумах]]. Оттуда информация перетекла на многочисленные сайты, посвященные строительству казанского метро. Тут Протонтоннельстрой спохватился: сотрудники службы безопасности оного стали писать и звонить владельцам сайтов, предлагать встретиться, требовать убрать информацию и фотографии, угрожать, предлагать деньги. В итоге они ничего не добились, но вся эта история доставила участникам массу лулзов.
  
= Факты о щитах =
+
В 2008 году компания Lovat была поглощена международным монстром Caterpillar, и уже через пять лет было объявлено, что выпуск проходческой техники на заводе в Торонто будет прекращен. Боссы Caterpillar в заявлениях для прессы о причинах остановки производства щитов отделывались бессмысленной маркетинговой хуйней в стиле "Lovat больше не представляет собой стратегическую возможность для роста" - глобализация экономики рулит, ога. Все оборудование продали китайской компании Liaoning (мы не знаем, как это правильно транскрибировать, попытайтесь сами), пообещав сохранить сервисное обслуживание ранее купленной техники до 2016 года.
  
[[Image:Antitheft.jpg‎|right|thumb|200px|Наклейка для тупых, предупреждающая о противокражной маркировке на заграничном щите Lovat]]
+
= Факты =
 +
 
 +
[[Image:Antitheft.jpg‎|right|thumb|200px|Наклейка с предупреждением.]]
 +
[[Image:Shield_klav.jpg‎|right|thumb|200px|Щит Клавдия. Можно просто Клава.]]
 
* Средняя скорость среднего заграничного щита - 500-600 метров в месяц, зависит от грунтов.  
 
* Средняя скорость среднего заграничного щита - 500-600 метров в месяц, зависит от грунтов.  
 +
 
* Мировой рекорд скорости проходки - 1240 метров в месяц - установлен в 1981 году щитом КТ-1-5,6 на строительстве перегонного тоннеля в Ленинграде от "Пионерской" до "Удельной". Щит гнали на убой и по завершении проходки утилизировали.  
 
* Мировой рекорд скорости проходки - 1240 метров в месяц - установлен в 1981 году щитом КТ-1-5,6 на строительстве перегонного тоннеля в Ленинграде от "Пионерской" до "Удельной". Щит гнали на убой и по завершении проходки утилизировали.  
 +
 
* Самый большой в мире щит произведен компанией Херренкнехт и имеет диаметр 15,2 метра.  
 
* Самый большой в мире щит произведен компанией Херренкнехт и имеет диаметр 15,2 метра.  
* Самый большой в мире строящийся щит диаметром 20 метров изготавливается компанией Херренкнехт на деньги правительства Москвы. Техническим заказчиком выступает ЗАО Инфраструктура, принадлежащее на паях Абрамовичу (тому самому) и Абрамсону.
+
 
 +
* Щит диаметром 20 метров был спроектирован, но так никогда и не выпущен компанией Херренкнехт по заказу правительства Москвы. Техническим заказчиком выступало ЗАО "Инфраструктура", принадлежащее на паях Абрамовичу (тому самому) и Абрамсону. Проект щита отложен в долгий ящик и предполагается, что к нему вернутся, когда Москва дорастёт до строительства автомобильного тоннеля из Коломенского в Печатники по трассе 5-го автомобильного кольца.
 +
 
 
* Многие детали заграничных щитов имеют противокражную маркировку, наподобие кода, наносимого на детали автомобилей. Данные по этой маркировке у производителей щитов сведены в единую базу, поэтому всегда можно узнать, с какого именно щита был украден купленный вами в подворотне за пару бутылок водки лазерный теодолит. Очень удобно.
 
* Многие детали заграничных щитов имеют противокражную маркировку, наподобие кода, наносимого на детали автомобилей. Данные по этой маркировке у производителей щитов сведены в единую базу, поэтому всегда можно узнать, с какого именно щита был украден купленный вами в подворотне за пару бутылок водки лазерный теодолит. Очень удобно.
* Фирма Lovat любит давать щитам собственные имена, почему-то всегда женские. Подхватили эту традицию и [[монтер|мОнтеры]] в нашей стране, так появились ТПК с именами Татьяна, Надежда, Клавдия, etc. С точки зрения анализа по Фрейду такой подход представляется ксенобиологам перверсивным - ведь проходческий щит является явным носителем мужского начала, в то время как грунт, в который он вгрызается, очевидно, обладает началом женским: "мать сыра земля" в русской мифологии. Видимо, примерно так же рассуждали представители компании Herrenknecht, которые аццке воспротивились тому, чтобы их щитам, купленным российскими организациями, проводили операции по смене пола. Но наши не расстроились и все равно отыгрались на некоторых щитах местного производства.
 
  
= Ссылки по теме =
+
* Фирма Lovat с легкой руки ее основателя Ричарда Ловата любит давать щитам женские имена в честь покровительницы горняков Святой Варвары (в католичестве также считается, будто она предохраняет от внезапной смерти, что кагбы намекаэ). Подхватили эту традицию и [[монтер|мОнтеры]] в нашей стране, так появились ТПК с именами Татьяна, Надежда, Клавдия, etc. С точки зрения анализа по Фрейду такой подход представляется ксенобиологам перверсивным - ведь проходческий щит является явным носителем мужского начала, в то время как грунт, в который он вгрызается, очевидно, обладает началом женским: см. "мать сыра земля" в русской мифологии. Видимо, примерно так же рассуждали представители компании Herrenknecht, которые аццке воспротивились тому, чтобы их щитам, купленным российскими организациями, проводили операции по смене пола. Но наши не расстроились и все равно отыгрались на некоторых щитах местного производства.
 +
 
 +
= Ссылки =
  
 
* [http://metro.molot.ru/s_tbm.shtml Подробно о работе и устройстве щитов]
 
* [http://metro.molot.ru/s_tbm.shtml Подробно о работе и устройстве щитов]
* [http://www.youtube.com/watch?v=5OaHuPxiceA Познавательное видео о работе супер-друпер заграничного щита Herrenknecht, которым прокладывали тоннели в Сочи]
+
* [http://www.youtube.com/watch?v=ZeweA-N9R_U Заграничный щит Lovat за работой]
* [http://www.youtube.com/watch?v=ZeweA-N9R_U Заграничный щит Lovat за работой. Вопрос отечественного оператора: "Че это было?" весьма доставляет (ответ "Неебу!" вырезали при монтаже).]
+
* [http://www.youtube.com/watch?v=Q41vzLjwZqM Факты о заграничном щите и его устройство в наглядном анимационном ролике (на английском)]
* [http://www.youtube.com/watch?v=Q41vzLjwZqM Факты о заграничном щите и его устройство в наглядном анимационном ролике (на английском).]
+
* [http://ralphmirebs.livejournal.com/175346.html Много познавательной информации о необычных японских щитах]
 +
* [http://www.youtube.com/watch?v=0hZQ6fFrq34 Об устройстве щита и проходке тоннеля в Серебряном бору (с анимацией, песнями и плясками)]
 +
* [http://www.youtube.com/watch?v=4gTmSOZBZMA Ролик питерского ОАО "Метрострой" с подробным описанием щита]
 +
* [https://youtu.be/sRNrbQ0cAHg Ролик, рассказывающий о работе стволопроходческого комплекса]
 +
* [http://www.herrenknecht.com/ Официальный сайт компании Herrenknecht]
 +
* [http://lovat.com/MS/MS1/index.php Официальный сайт компании Lovat - R.I.P.]
 +
 
 +
== См. также ==
 +
 
 +
* [[Методы подземной проходки для чайников]]
  
 
[[Категория:Устройства_и_оборудование]]
 
[[Категория:Устройства_и_оборудование]]

Текущая версия на 18:59, 26 марта 2017

Проходческий щит, или Тоннелепроходческий комплекс (ТПК) - устройство, предназначенное для строительства подземных тоннелей.

История щитов

Примерно так выглядел щит Брунеля

Первый проходческий щит придумал английский инженер Марк Исамбард Брунель в начале XIX века, взяв за основу принцип морского червя-древоточца. В 1814 году Брунель предложил русскому императору Александру I построить при помощи свежепридуманного дивайса тоннель под Невой, но отсталый тиран предпочел банальный мост. Марк Исамбард расстроился, но не сильно: в 1818 году он запатентовал свой щит, а в 1825-м началось строительство тоннеля под Темзой. С тех пор Великобритания заслуженно считается пионером щитовой проходки. Более того, сам щитовой метод в специальной литературе получил название "лондонский".

Советская копия английского щита на Театральной площади в Москве

В Советском союзе щит был впервые построен в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. Несмотря на то, что советские пропагандисты преподносили этот факт как победу социалистической индустрии, на самом деле советский щит был копией английского щита фирмы "Маркхэм и Ко", который был ранее куплен за валюту и уже работал на том же участке.

Что любопытно - английский щит прибыл на стройплощадку в разобранном, разумеется, виде, но без чертежей и документов. Поскольку вероятность того, что их проебали англичане, является абсурдной, современные ксенобиологи считают, что с чертежей в это самое время снимали копии пытливые советские инженеры. В результате собирать английский щит пришлось комсомольцам-ударникам при помощи кувалд, народной смекалки, такой-то матери и иностранного консультанта. Советский щит вступил в строй буквально в считанные месяцы - совершенно очевидно, что создать "с нуля" устройство такой сложности, не имея в этой области ни малейшего опыта, невозможно физически - даже если товарищ Каганович очень попросит.

Устройство щитов

Классический проходческий щит состоит из рабочего органа (это то, чем копают), трубы (чтобы сверху песок и земля не сыпались), эректора (это то, чем укладывают блоки, а не то, что вы подумали) и домкратов, которыми щит отталкивается от построенного тоннеля.

Классификация щитов

С точки зрения любителей полазить под землей, щиты делятся на четыре категории:

Ржавая труба с домкратами, некогда гнившая на пути из Строгино в Митино

Ржавая труба с домкратами

Старый советский щит серии Щ или ЩН. В качестве рабочего органа используются рабочие с отбойными молотками и лопатами. Особой ценности для эксплуатирующей организации не представляет, поэтому, как только кончаются деньги на строительство, бросается, как есть.

Под просторами нашей родины гниют десятки устройств этой категории. Еще больше их гниет на секретных складах метростроя. Как только стоимость нефти достигает 130 баксов за баррель, денег на строительство метрополитенов становится много, а заграничных щитов катастрофически не хватает, метрострой извлекает со складов десяток ржавых труб и отправляет их работать.

Метровентиляторы и другие интересующиеся товарищи с нетерпением ждали, когда же наконец из загашников появится тот самый щит 1934-го года, но тут наступил кризис и бабло иссякло.

Популярным щитом КТ-1-5,6 в нашей стране построили хер его знает сколько километров тоннелей

Продвинутый советский щит

Обычно серия КТ, производства Ясиноватского завода (Украина). Одно время (в 70-е годы) считались лучшими щитами в мире, но за прошедшие годы скатились в сраное говно. Так, последний, купленный московским метростроем КТ (с компьютерным управлением и другими прибамбасами), прошел порядка 100 метров перегона "Улица Академика Янгеля" - "Анино" и сдох совсем. Метрострой оказался перед выбором - копать демонтажную камеру, вытаскивать щит и сдавать по гарантии или делать что-то еще. Сделали что-то еще: выломали из щита все компьютерное управление, рабочий орган, поставили перед ним рабочих с лопатами и отбойными молотками. Вобщем, получилась ржавая труба с домкратами. Некоторое количество таких щитов тоже гниет под просторами, несколько штук используется.

Российский щит Топаз-М. Компьютерное управление, лазерный теодолит, роторный рабочий орган, все дела.

Российский щит

Собранный на коленке девайс, обычно используемый при проходке коллекторов. Выпущен, чаще всего, той же организацией, которая его использует. Надо отметить, что существуют довольно продвинутые, даже по сравнению с западными, модели. Однако, российские производители по неизвестным причинам являются фанатами прессобетонной обделки тоннелей. После эпического фэйла, случившегося с такой отделкой в нижегородском метрополитене, ее применение в метростроении запретили.

Кроме того, сколько-нибудь серийное производство щитов в России отсутствует и все известные модели являются штучными изделиями, собранными десятком Левшей и Кулибиных. Поэтому в природе российские щиты встречаются крайне редко.

Заграничный щит

Продвинутый девайс производства фирм Херренкнехт, Ловат, Вирт и еще миллиона японских компаний (в Японии практически каждая крупная компания выпускает щиты, кроме шуток!). Весь в компьютерах, датчиках, лазерных теодолитах и тому подобных устройствах. Может копать, может не копать, может делать еще кучу полезных вещей, приносить кофе и рассказывать сказку на ночь. А вот крестиком не вышивает. Упс. Хотя нет, постойте. Говорят, что некоторые японские щиты вышивают.

Заграничный щит. Где-то за границей. Судя по надписи US AIR FORCE, он еще и летать умеет.

Такой щит (и отдельные его части) представляют собой серьезную ценность для владельца. Поэтому застревают они редко. Если вдруг кончаются деньги, подрядчик копает сверху шахту, извлекает через нее щит и увозит его туда, где деньги есть. Ввиду наличия перечисленных недешевых девайсов, без присмотра находятся редко - обычно на щите тусуется пара монтеров, вне зависимости от времени суток. Тоннели, заканчивающиеся заграничным щитом, обычно охраняются лучше, чем тоннели без оного.

Впрочем, один из навороченных заграничных щитов - Lovat "Полина" на строительстве станции "Борисово" Люблинской линии Московского метрополитена - торчал под землёй без движения чуть более чем два года, практически без охраны. То, что он сохранился, можно объяснить только предельно малой распространённостью диггерства в те далёкие, но прекрасные годы.

В начале 2004 года владелец "Полины" - компания "Протонтоннельстрой" - сообразила, что в Казани, где в те времена олимпийскими темпами строили метро, есть столь необходимое им бабло. Не согласовав это ни с московской Дирекцией строящегося метрополитена, ни вообще с кем бы то ни было, "Протонтоннельстрой" отгородил площадку во дворе жилого дома на ул. Борисовские пруды, вырыл на ней шахту, извлек через нее щит и отправил в Казань.

Наивные метровентиляторы восторженно написали о прибытии щита на своих метрофорумах. Оттуда информация перетекла на многочисленные сайты, посвященные строительству казанского метро. Тут Протонтоннельстрой спохватился: сотрудники службы безопасности оного стали писать и звонить владельцам сайтов, предлагать встретиться, требовать убрать информацию и фотографии, угрожать, предлагать деньги. В итоге они ничего не добились, но вся эта история доставила участникам массу лулзов.

В 2008 году компания Lovat была поглощена международным монстром Caterpillar, и уже через пять лет было объявлено, что выпуск проходческой техники на заводе в Торонто будет прекращен. Боссы Caterpillar в заявлениях для прессы о причинах остановки производства щитов отделывались бессмысленной маркетинговой хуйней в стиле "Lovat больше не представляет собой стратегическую возможность для роста" - глобализация экономики рулит, ога. Все оборудование продали китайской компании Liaoning (мы не знаем, как это правильно транскрибировать, попытайтесь сами), пообещав сохранить сервисное обслуживание ранее купленной техники до 2016 года.

Факты

Наклейка с предупреждением.
Щит Клавдия. Можно просто Клава.
  • Средняя скорость среднего заграничного щита - 500-600 метров в месяц, зависит от грунтов.
  • Мировой рекорд скорости проходки - 1240 метров в месяц - установлен в 1981 году щитом КТ-1-5,6 на строительстве перегонного тоннеля в Ленинграде от "Пионерской" до "Удельной". Щит гнали на убой и по завершении проходки утилизировали.
  • Самый большой в мире щит произведен компанией Херренкнехт и имеет диаметр 15,2 метра.
  • Щит диаметром 20 метров был спроектирован, но так никогда и не выпущен компанией Херренкнехт по заказу правительства Москвы. Техническим заказчиком выступало ЗАО "Инфраструктура", принадлежащее на паях Абрамовичу (тому самому) и Абрамсону. Проект щита отложен в долгий ящик и предполагается, что к нему вернутся, когда Москва дорастёт до строительства автомобильного тоннеля из Коломенского в Печатники по трассе 5-го автомобильного кольца.
  • Многие детали заграничных щитов имеют противокражную маркировку, наподобие кода, наносимого на детали автомобилей. Данные по этой маркировке у производителей щитов сведены в единую базу, поэтому всегда можно узнать, с какого именно щита был украден купленный вами в подворотне за пару бутылок водки лазерный теодолит. Очень удобно.
  • Фирма Lovat с легкой руки ее основателя Ричарда Ловата любит давать щитам женские имена в честь покровительницы горняков Святой Варвары (в католичестве также считается, будто она предохраняет от внезапной смерти, что кагбы намекаэ). Подхватили эту традицию и мОнтеры в нашей стране, так появились ТПК с именами Татьяна, Надежда, Клавдия, etc. С точки зрения анализа по Фрейду такой подход представляется ксенобиологам перверсивным - ведь проходческий щит является явным носителем мужского начала, в то время как грунт, в который он вгрызается, очевидно, обладает началом женским: см. "мать сыра земля" в русской мифологии. Видимо, примерно так же рассуждали представители компании Herrenknecht, которые аццке воспротивились тому, чтобы их щитам, купленным российскими организациями, проводили операции по смене пола. Но наши не расстроились и все равно отыгрались на некоторых щитах местного производства.

Ссылки

См. также