Гермозатвор

Материал из Stalkers Encyclopedia Xenobiologica
Версия от 21:28, 23 апреля 2018; Stalker (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Оставь надежду, всяк сюда входящий

Гермозатвор (офиц. - Металлоконструкция; жарг. - Герма, Гермуха, Затвор) - защитно-герметичные двери, которые защитно-герметично перекрывают тоннели, вестибюли и вентиляционные шахты метрополитена в случае наступления пиздеца разного рода нештатных ситуаций.

Все гермозатворы в метрополитене закрываются по команде "ПИ" (в отличие от многих терминов, эта аббревиатура имеет расшифровку: "полная изоляция") или "ФВ" ("фильтровентиляция"), и разделяют всю систему метро на независимые герметичные отсеки, так называемые УАЖ (участок с автономным жизнеобеспечением), каждый из которых послужит убежищем (или братской могилой, как повезёт) для населения.

Гермозатворы Московского метрополитена находятся в ведении ДСО-1.

Устройство гермозатвора

Смотри, ничего не перепутай, %username%!

Любой гермозатвор представляет собой металлическую (изредка - железобетонную) дверь. В состав гермозатвора входят:

  • Полотно двери.
  • Оклад - косяк из бетона и стали, к которому крепится (и прижимается в закрытом состоянии) полотно.
  • Привод - механизм, обеспечивающий закрытие гермозатвора. У больших гермозатворов он механический, у маленьких в качестве привода выступают руки ответственных сотрудников.
  • Замок - устройство в виде выдвигающихся ригелей, прижимающее затвор к окладу в закрытом состоянии (представьте себе замок на вашей входной двери, только очень-очень большой).
  • Уплотнитель - резиновая полоса по периметру гермозатвора, обеспечивающая плотное прилегание полотна к окладу. Есть не везде: некоторым затворам и так хорошо.

Тоннельные гермозатворы

Конструкция

Тоннельный гермозатвор с отклоняющейся головой и гидравлическим приводом

Тоннельные гермозатворы представляют собой масштабные конструкции. Чаще всего они выполнены в виде распашных ворот, реже (намного) встречаются затворы, отъезжающие вбок в специальную нишу: такие устройства установлены, например, на Кольцевой линии московского метро.

Распашные гермозатворы устанавливаются в тоннели с диаметром 5,6 метров и более. В старых тоннелях диаметром 5,1 метра устанавливается специальная версия гермозатвора с откидывающимся верхом.

Отъезжающий в нишу тоннельный гермозатвор

С обеих сторон тоннельный гермозатвор обозначается железнодорожными светофорами, в номере которых содержатся буквы МК (металлоконструкция - ваш КО). Если гермозатвор закрыт, на светофорах горит два красных огня, что для знающих людей наряду с травой полынь и трубящими ангелами служит знаком наступившего апокалипсиса.

"Как же рельсы?!" - спросит пытливый читатель, - "как можно герметизировать рельсы?". Рельсы под гермозатвором утапливаются в бетонный оклад. В оставшиеся желоба, по которым и проходят колёса поезда, в закрытом состоянии опускаются специальные засовы.

Разумеется, стопроцентной герметичности закрытый гермозатвор не даёт, поэтому при помощи системы фильтровентиляции в загерметизированном отсеке поддерживается повышенное давление. Благодаря этому через щели и дырки в гермозатворе воздух попадает только наружу и никогда внутрь.

Управление

Тоннельный гермозатвор управляется дистанционно при помощи электромеханического привода. Обычно привод состоит из червячной передачи, не требующей практически никакого обслуживания.

Гермозатворы, вписываемые в диаметр 5,1 (те самые, с отклоняющимся верхом), оборудованы гидравлической передачей (червячная не влезла бы в габарит), что порождает массу трудностей - гидравлика течёт и требует постоянной проверки и ухода.

В дельта-окрестности каждого гермозатвора обычно есть запертый на замок ящик, содержащий внутри металлическую рукоятку, которая называется "курбель" - с ее помощью ворота можно закрыть или открыть вручную. Ящик этот по неизвестным причинам называется не просто каким-нибудь "ящиком для курбеля", а "курбельным аппаратом". Любители несанкционированного доступа в тоннели в своих развлечениях успешно используют вместо курбеля газовый ключ.
Народная мудрость

Алсо

Тоннельные гермозатворы являются причиной многочисленных эпичных выпилов желающих прокатиться на крыше вагона метро. Вагон довольно сильно гуляет в тоннеле и в своей верхней точке его крыша находится в 10-15 сантиметрах от оклада гермозатвора. Дальше покатушка превращается в русскую рулетку: если повезёт и вагон окажется в нижней точке, то теоретически можно проскочить; если не повезёт, то скорость столкновения тела с бетонной поверхностью не оставляет никаких шансов на выживание.

Известен случай, когда юному зацеперу почти повезло: его голова успешно миновала затвор, но потом вагон повело вверх и на ближайшую станцию он приехал хоть и живым, но с повреждениями внутренних органов, не совместимыми с жизнью. Прибывшей через 15 минут Скорой оставалось лишь констатировать смерть.

Станционные гермозатворы

Конструкция

Станционный гермозатвор на "Красных Воротах" состоит из двух сдвигающихся к центру половинок

Станционные гермозатворы - еще более масштабные сооружения, расположенные, как следует из названия, на станциях. В отличие от тоннельных, типов станционных гермозатворов существует невероятное множество: они поднимаются снизу, опускаются сверху, выдвигаются сбоку и, конечно, распахиваются, как обычные ворота. Причём некоторые - распахиваются снизу вверх.

Эскалаторный аванзал на станции "Павелецкая"-радиальная до и после установки станционного гермозатвора

От любопытных глаз пассажиров механизмы станционного затвора обычно скрыты декоративными панелями, дизайн которых самым радикальным образом отличается от художественного оформления станции. Ну, и раз уж мы заговорили об эстетике, нельзя не отметить, что на тех станциях 30-50-х годов, где гермозатворы были встроены позднее, а не заложены в проекте, они в буквальном смысле изуродовали все великолепие "подземных дворцов пролетаритата". Ну, а что вы хотели - обороноспособность страны превыше всего.

На станциях мелкого заложения гермозатворы, как правило, расположены в подуличных переходах и стыдливо прикрыты металлическими пластинами.

Управление

У станционных гермозатворов, помимо уже упоминавшихся гидравлических и червячных приводов, встречаются тросовые - поднимающийся снизу (и опускающийся сверху) гермозатвор приводится в движение лебёдкой, через систему тросов.

Курбель от станционной гермы находится у начальника станции.

Обходные пути

Каждый станционный затвор оснащён шлюзом, позволяющим выйти на поверхность, не открывая основные ворота. Обычно это пара небольших гермодверей, между которыми находится помещение для раздевалки и дезинфекционной камеры, которые там будут размещены в военное время. Через шлюз наружу будут выходить подразделения радиационной и химической разведки.

Изредка шлюзы, через которые (теоретически) можно выйти на поверхность после наступления на оной апокалипсиса, встречаются и в других местах - например, у вентиляционных шахт.

Элементы дезактивационного душа, костюм химической защиты, противогаз и прочие элементы можно взять на складе ГО, который есть на каждой станции, и даже не везде еще просран.

Гермозатворы в вентиляционных шахтах, ходках и коллекторах

Гермозатвор, перекрывающий вход в насосную станцию где-то в дебрях московского метрополитена

После поступления сигнала "ПИ" все вентиляционные шахты, кроме ВВ, закрываются гермозатворами. Затворы обычно размещаются в подходных тоннелях.

Кроме того, гермозатворы перекрывают (порой в неожиданных местах) кабельные коллекторы, ходки и прочие пути проникновения радиоактивного воздуха, солёной воды и диггеров в тоннели метро.

Затворы в коллекторах редко управляются дистанционно и обычно предполагается, что они постоянно закрыты или будут закрыты в угрожаемый период. В таких местах редко применяется курбель, чаще всего небольшие затворы закрываются при помощи закреплённого на них штурвала.

В большинстве случаев в ходках и коллекторах применяются гермы в виде обычных распашных дверей. Интересным, но редко встречающимся исключением являются затворы типа "бабочка", перекрывающие круглый проём. Как несложно понять из названия, они представляют собой две половинки круга, закреплённые на вертикальной оси и складывающиеся, как крылья бабочки.

Гермозатворы в вестибюлях

В вестибюлях станций, построенных в 50-60-е годы (мы сейчас говорим про Москву, Питер и Киев) часто размещались гермозатворы, отделяющие кассовый зал от эскалаторного наклона. Считалось, что толстые бетонные стены вестибюля обеспечат достаточную защиту в случае далёкого ядерного взрыва или химической атаки. Однако, с увеличением мощности боезарядов, размещённых на межконтинентальных баллистических ракетах некоторых дружественных стран, стало понятно, что нет никакого смысла оставлять части герметизируемых зон на поверхности. С тех пор гермозатворы располагаются только в сооружениях, над которыми не меньше метра грунта и которым ничего не страшно. Кроме сваи, разумеется.

Отвори потихоньку калитку!

Другие ареалы обитания гермозатворов

В большинстве прочих подземных сооружений также встречаются гермозатворы, однако даже на самых серьёзных военных объектах наподобие подземного штаба полка РВСН они по своей брутальности и масштабам даже близко не дотягивают до тех, что установлены в метро. Тем не менее, увидеть гермодвери, гермодверцы, гермодверочки, гермофорточки и прочую мелюзгу можно в любом окрестном бомбоубежище, в подвалах и других неожиданных местах.

Но не стоит недооценивать, например, противоатомные гермозатворы, которые устанавливались на ряде стратегических объектов в Москве. Отдельного упоминания также заслуживает легендарный бетонный блок метровой толщины с нанесенной по центру надписью "Место для удара лбом", который располагается в гейте на "Спортивной".

Гермозатворы и водоёмы

Герметизация рельсов против наводнения (Прага)

СНИПы и СП предписывают при прохождении тоннеля метро под руслом реки с двух сторон от этого русла устанавливать гермозатворы на случай проникновения воды через тоннельную обделку (читай - затопления). Иногда это правило соблюдается. Реальная ценность гермозатвора в такой непредвиденной ситуации - несколько часов (в удачных условиях - сутки) сдерживания водной стихии. После этого давление воды выносит наиболее слабые части сооружения (те самые засовы, герметизирующие рельсы) и затапливает защищаемое им помещение. Поэтому в случае реальных затоплений гермозатворы дополняют толстыми бетонными пробками.

Случившееся несколько лет назад наводнение в пражском метро, построенном по советскому проекту, было эпичным фэйлом в деле борьбы гермозатворов с поступающей водой. Отчаянная попытка сотрудников метрополитена закрыть заброшенные и не обслуживающиеся после 1991 года ворота увенчалась частичным успехом - некоторые из них всё-таки закрылись, но ни один так и не обеспечил стопроцентной герметичности. Большинство закрывшихся затворов было прорвано давлением воды через несколько часов.

Гермозатворы и раздолбаи

Несмотря на то, что гермозатворы рассчитаны на воздействие поражающих факторов ядерного взрыва, они не спасают от злоумышленного воздействия разного рода народных умельцев. Отмечены случаи вскрытия гермозатворов болгарками (но это очень долго), снятия их с петель ломами и домкратами. Ксенобиологи с сожалением отмечают, что им не известен ни один случай, когда снятая с петель домкратом многотонная конструкция придавила бы собой тех, кто с ней так некрасиво поступил.

Гермозатворы и Мэрсобянин

Вся эта ваша гражданская оборона - гермозатворы, ВВ, ДЭС, сортиры и т.п. стоит известных денег при строительстве и в эксплуатации. Поэтому, как только скорое наступление ядерной войны стало не столь очевидным, организации, строящие, эксплуатирующие и финансирующие метрополитены начали предпринимать различные меры по изъятию соответствующего оборудования из планов финансирования.

Самым простым методом оказался пофигизм: сооружения ГО проектировались, закладывались, устанавливались, но не налаживались и в строй не вводились. Большинство гермозатворов, установленных в тоннелях в "смутные девяностые", не оборудованы никакими механизмами и просто приварены при помощи арматурин к обделке тоннеля.

Валентина Матвиенко в бытность губернатором Санкт-Петербурга осторожно высказывалась в том ключе, что если федеральному центру важно, чтобы в метро были объекты ГО, пусть федеральный центр их и финансирует. Федеральный центр шутку не оценил и Валентина Ивановна больше её не повторяла.

Мэр Москвы Лужков, оставшись без федерального финансирования метро, увлёкся строительством каких-то мутантов типа лёгкого метро, мини-метро, монорельса, скоростной транспортной системы (никто так до сих пор и не знает, что это было) и т.п. В многообразии названий была определённая хитрость: российский свод строительных правил таких сущностей, как "мини-метро", не предполагал, поэтому строились они по региональным строительным нормам, в которые никакого ГО не включили. Таким образом удалось построить целую линию метро, в которой не было гермозатворов ни на станциях, ни в тоннелях, даже в точке пересечения реки.

Хаотично разбросанные по подземельям комплекса "Москва-Сити" гермозатворы

Тем не менее, в качестве компенсирующих мероприятий в подземных сооружениях ММДЦ "Москва-Сити" запроектировали и построили огромное бомбоубежище, в составе которого имеется громадное количество гермодверей различного калибра. На момент написания этой статьи бомбоубежище оставалось недостроенным, а предназначавшиеся для него затворы были живописно разбросаны по всем подземным уровням центрального ядра ММДЦ. Впоследствии, когда достроили и запустили станцию метро "Деловой центр", ненужные железки, по всей видимости, куда-то сгребли. Данных о приеме на баланс самого бомбоубежища не имеется и по сию пору.

Сменивший Лужкова Сергей Собянин применил свои незаурядные пробивные способности для внесения изменений в строительные нормы, и с 2013 года ГО в метрополитене требуется только в том случае, если в окрестностях нет достаточного количества защитных сооружений, не связанных с метро.

На сданном в 2011 году участке Люблинской линии от станции "Марьино" до станции "Зябликово" единственный установленный гермозатвор отделяет станцию "Зябликово" от гермозоны станции "Красногвардейская". Все остальные станции построены без ГО.

Исходя из тенденции к удешевлению проектов, того, что практически все планируемые станции перепроектировали на мелкое заложение. В 2014 году, когда мы писали эту статью, мы предполагали, что эпоха сакральных объектов в метро подходит к концу и строящийся третий пересадочный контур, плавно переходящий во вторую кольцевую линию, а так же Кожуховская линия и другие новые объекты не будут герметизироваться вообще (либо все сооружения ГО будут строиться в конструкциях, без оборудования). Однако, по состоянию на 2018 год, все новые станции, включая второе кольцо, были оснащены полным комплектом сооружений ГО. Комплектных и работающих.

Что-то пошло не так

Самая частая фраза в ответ на предложение закрыть гермозатвор в нормативные сроки (не более 90 секунд с момента начала закрытия), которую слышат проверяющие из МЧС: "Закрыть мы его закроем, но он потом не откроется!". Таким образом хитрые работники метрополитена пытаются доказать, что металлоконструкция находится в рабочем состоянии (мамой клянёмся!), но лучше сейчас этого не проверять. В Екатеринбурге пару лет назад так и случилось: закрытый в рамках ночных учений ГО тоннельный гермозатвор на единственной линии екатеринбургского метро открывали почти весь день. Пассажирское движение, естественно, в этот день было прекращено.

На станции "Красные ворота" в Москве закрывающийся станционный гермозатвор сбивает плафон люстры. Плафон падает и оказывается, что специально для такого случая он сделан из небьющегося пластика. Сотрудники станции не обращают на это решительно никакого внимания. Ксенобиологи не удивятся, если окажется, что скачущий по полу плафон останавливается в точно рассчитанной проектировщиками гермозатвора точке.

Алсо

Двери на станциях типа "горизонтальный лифт" петербургского метрополитена не имеют никакого отношения к гермозатворам, наводнениям, плохим грунтам и прочей херне, которую придумали себе журналамеры. Это просто особенность проекта - считалось, что такой способ удешевляет строительство. Но на практике экономия оказалась весьма незначительной, а разнообразного геморроя сильно прибавилось, поэтому от "горизонтального лифта" быстро отказались.

Фотогалерея

Видео

Тестовое закрытие гермозатвора на строящемся участке метро в Москве.

Тестовое открытие гермотазвора с гидравлическим приводом на станции "Вокзальная" в Киеве.

Ссылки

См. также